Геннадий Сафоничев рассказывает нам как чистить аэрограф. Вопрос чистки и промывки аэрографов волнует всех без исключения, как начинающих, так и продвинутых аэрографистов.
Чистый аэрограф — залог хорошей работы. И здесь есть над чем поразмыслить, ибо это очень важный и ответственный момент в обслуживании аэрографа, который у большинства художников является не просто инструментом, а инструментом добытчиком, кормильцем и средством для существования, а следовательно всегда должен находиться в боевом, готовом к работе положении. Поэтому аэрографу настоятельно требуется тщательный уход, идеальная чистота всех узлов аэрографа, а в особенности его красочного канала. Красочный канал, игла, сопло, колпачки аэрографа в первую очередь подвергаются загрязнению при распылении лакокрасочных материалов. Разница лишь в том, что от одних лакокрасочных материалов аэрограф промыть легче, для этого понадобится всего лишь обыкновенная вода, а другие краски требуют более сильных очистительных средств, расстворителей, а зачастую наравне с растворителями применяются всевозможные инструменты для механической чистки узлов и деталей аэрографа.
Не стоить тешить себя разными слухами по поводу аэрографов с так называемыми самоочищающимися соплами, просто полный абсурд, нет таких аэрографов, заявляю это со всей ответственностью. За свою многолетнию практику не встречал подобных чудес, да этого и не может быть по определению, судите сами, как аэрограф может самоочиститься, разве только частично, когда по окончании работы художник один или несколько раз «прогонит» через аэрограф воду, или другой чистящий раствор. Этот вариант я называю «до завтра», т. е. когда из аэрографа удалены оновные остатки краски, или лака, но сам аэрограф еще нуждается в дополнительной очистки, которую Вы сможете проделать через ЭН-ый промежуток времени. И дествительно, с аэрографом ничего не случится, если Вы к примеру торопитесь, достаточно по окончании работы слить из него остатки краски, залить промывочную жидкость и произвести хотя бы одно распыление. Этим действием Вы удалите краску из красочного канала, тем самым предотвратите засыхание краски в красочном канале, попадание ее в воздушный канал и как следствие выхода аэрографа из строя, поверьте это не реанимируется, если краска попала в воздушный канал и там засохла, есть только один выход — это мусорный бак. Особенно это касается красок на акриловой основе. При полном высыхании они становятся как цемент, и если краску из материального сопла, колпачков еще можно будет удалить, в крайнем случае сопло можно поменять на новое, тогда как воздушный канал в корпусе аэрографа труднодоступен для механической чистки и при засыхании в нем краски, все попытки очистить его сведутся к нулю.
Меня многие художники спрашивают о засыхании акриликов в аэрографе во время работы. Здесь опасения излишни, потому как времени при распылении недостаточно для высыхания, а тем более затвердевания краски. Для это нужно несколько часов, например если аэрограф останется с краской у вас на всю ночь. Вот тогда по утру Вас будет ждать сюрприз. К счастью в моей памяти такие случаи можно пересчетать по пальцам, но все же они имели место быть и надеюсь послужат хорошим уроком, читающим эту статью.
Итак начнем с самого начального этапа, распыления аэрографом лакокрасочного материала и промывке аэрографа при преходе с одного цвета краски на другой. Сразу же обрадую многих аэрографистов тем, что при этой операции разбирать до винтика аэрограф не потребуется. Достаточно один, или несколько раз «прогнать» очистительную жидкость через аэрограф. При работе с красками на водной основе это будет обычная вода, спиртосодержащие жидкости, а при работе с красками на уретановой, полиуретановой, эпоксидной, нитро основах применяют растворители (646/647/ацетон). Обязательно нужно обзавестись обычными ватными палочками для чистки ушей, которыми легко удалять остатки краски со стенок красочных емкостей и в труднодоступных местах аэрографа. Не стоит бояться, что ворсинки от ваты попадут в аэрограф и тем самым его засорят. Если ватный тампон смочен очищающей жидкостью, этого не произойдет. Куда страшнее применение кистей при промывке внутренней части красочной емкости, а еще пагубней, когда краску разводят кистью непосредственно в красочной емкости аэрографа. При попадании волоска от кисти, а это практически неизбежно, в красочный канал аэрографа, будет очень «весело». Поэтому настоятельно рекомендую использовать ватные палочки и специальные ершики. А вот для чистки колпачка иглы, кончика самой иглы и швов на корпусе аэрографа непосредственно во время работы, мягкая кисть №2-3 из белочки будет как нельзя кстати. Дело в том, что во время распыления внутренняя сторона колпачка иглы аэрографа довольно быстро загрязняется, и чтобы не тратить драгоценное время на снятие и установку этого колпачка можно использовать упомянутую белечью кисть. И здесь уже наоборот противопоказаны ватные палочки и ершики, потому как ими легко повредить кончик иглы аэрографа, что просто недопустимо. Я даже не рекомендую использовать кисти из волоса из волоса других животных и синтетики, белочка более нежная и мягкая.
Также краска скапливается и засыхает на самом кончике иглы аэрографа, которую легко удалить при помощи той же, смоченной в жидкости кисточки. Единственное что нужно сделать после удаления остатков краски с кончика иглы и колпачка аэрографа, так это удаление капель промывочной жидкости с иглы и колпачка, для этого нужно направить аэрограф от рабочей поверхности в сторону и нажав на кнопку аэрографа (тригер), удалить скопившиеся остатки жидкости с иглы и колпачка аэрографа.
Далее я хотел бы подробней остановиться на таких очистителях, как растворители 646/647/649 и ацетон, к тому же эти растворители еще и предназначены для прямых своих обязанностей — разбавлению красок, лаков и прочих вспомогательных добавок. Ну что здесь сказать, для ответственных и дорогих работ (в частности рисунки на авто/мото), как разбавитель я бы их не посоветовал. Конечно бросовая цена очень привлекательна, но имя художника на мой взгляд во сто крат дороже, к тому же качество старых, выпускаемых еще лет десять назад промышленностью растворителей оставляет желать лучшего. Во всяком случае любимый мною когда то 646 уже и пахнет по другому. Но если бы только запах, а ведь были случаи когда он и «творожил» краску и «подымал» рисунок потом, как первый лед по весне на реке, последнее наводит на мысль о присутствии в нем воды. Может быть я ошибаюсь, может быть, стало много производителей, наверняка необходится без потделок, но те не менее уже лет пять использую родные растворители, которыми разбавляются хорошо всем известные автоэмали, а в других областях аэрографии использую уайт-спирит (только дорогой), пинен, не гнушаюсь и скипидаром живичным. Но так это уже другая тема — тема покраски, а нам необходимо отмыть и отдраить аэрограф, как в Русской бане, да, да именно забацать Русскую баньку для аэрографа, дабы он в дальнейшем нас радовал своей четкостью и точностью. И вот здесь вышеперечисленные растворители, как нельзя лучше подходят для этой процедуры… Сразу же хочу предупредить вас, что плюхать аэрограф целиком в расстворитель категорически нельзя, потому как такое действие приведет к расплавлению резиновых уплотнителей во всем аэрографе. Конечно, когда работа закончена, гораздо легче «замочить» аэрограф в растворителе, но за такое «удобство» придется выложить от 10 до 30 $, все будет зависеть от модели аэрографа. В одних моделях их больше, в других их совсем минимальное количество, но в воздушном клапане любого аэрографа обычно 3 резиновых уплотнителя и естественно они пострадают от растворителя, хотя согласитесь, естественный износ этих трех уплотнителей достаточно высокий, т. к. распыляемый материал и очистительные жидкости в воздушный клапан не попадают…
Итак мы начали распыление, ну например краской коричневого цвета, «прогнали» один раз, другой, а то и третий и аэрограф естественно стал похожим на «шоколадного зайца», особенно его внутренние детали, а бывает и снаружи корпус аэрографа от нескольких распылений, выглядит настоящим «чумазеем». Вот что не советую Вам, так это доводить Ваш аэрограф до такого состояния, ибо даже только одни, мерзко прилипающие от краски пальцы к корпусу аэрографа, мало Вас сподвигнут на творческие идеи, а скорее всего вызовут некое отвращение, я думаю многие со мной в этом согласятся. К тому же тщательная промывка аэрографа гарантирована на все 100%, с последующей его полной разборкой. Которая зачастую не всегда всем удается в полном качественном исполнении. То второпях погнулась игла,, которую уже «не реанимируешь», да да уважаемые — это наш «любимый», вечно ждущий с поднятой крышкой, мусорный бак, именно туда путь этой несчастной иглы, но только не в аэрограф, ну разве что дома где нибудь пригодится. Просто наступает «цепная» реакция, когда уже «убитая» игла начинает «убивать» сопло аэрографа, а здесь делов то на несколько дней. И вместо одной иглы за 10-30$, Вы раскошелитесь еще и на сопло, а это уже 20-50-80$. Кстати, как показывает практика, говорю Вам это со всей уверенностью, сопла в аэрографах чаще теряют, нежели ломают. Особенно это касается мастерских, где сами понимаете кто угодно ноги переломает. А сопло оно крохотное, практически незаметное, одно неловкое движение и оно уже неизвестно где, где то там под верстаком, а может быть и вовсе в труднодоступное место закотилось, вобщем найти и достать шансов никаких. Да как же так, работа же стоит, клиент торопит, а аэрографу и двух месяцев еще нет со дня покупки, «нулевый» же еще. И вот заскрипел Ваш кожаный партмоне и зашуршали из него заветные, с трудом заработанные купюры и чертыхаясь Вы звоните Вашему покорному слуге и умаляете: «Гена помоги, аэрограф «кильдык», заказ «завис"… Ну что с Вами сделаешь бродяги, конечно помогу, конечно не дам сгинуть в творческом порыве. Но самое стравшное, это когда нет в наличии какого либо сопла, или иглы (ну что поделаешь, все бывает) С москвичами проще, отдаю в аренду свой аэрограф, до завершения работы, а там мы свои люди, разберемся. А вот кто из других регионов вынуждены были покупать такой же новый аэрограф. А что поделаешь, все мы знаем, что такое «горящий», а особенно хорошооплачиваемый заказ, никуда не денешься. Да и сломанный аэрограф никуда не денется, как только появятся запчасти, все встанет на свои места, только уже в Вашем «парке» будет два отменных аэрографа. Ну лучше до таких садомазохистких состояний дело не доводить.
Есть же два приметивных правила:
- Разбирать и собирать аэрограф, надо
над какой нибудь емкостью,
коробочкой, тогда никуда ничего от
Вас не ускользнет и не потеряется. - Все же иметь в запасе сопло, иглу и
несколько уплотнителей, как говорят
на всякий пожарный.
Интернет-магазин 4ART.BY выражает благодарность автору статьи Геннадию Сафоничеву, материалы взяты с сайта www.airbrushclub.ru
- Какой аэрограф выбрать? Мы расскажем.В этом обзоре мы сравним аэрографы из ассортимента нашего магазина, остановимся на их достоинствах и недостатках.Какой аэрограф выбрать? Мы расскажем.
- Каллиграфия - обзор материаловОбзор материалов для каллиграфии, что к чему, зачем и как?Каллиграфия - обзор материалов